За свою историю церковь в Большой Уче пережила многое.
По архивным данным первая церковь в селе была построена в 1830-31 годах. К сожалению, я ничего не могу сказать об этой церкви 1830-31 года, т. к. никакой информации мною не найдено, только одна запись из фондов Государственного архива Удмуртской Республики: «Одновременно со Граховским приходом Вятский епископ Йоанникий внес представление об открытии особого прихода в деревне Большая Уча Малмыжского уезда.
До окончания строительства каменного храма, службы велись в деревянной церкви, купленной и перевезённой из села Вавож. Церковь эта была построена на средства прихожан 1837 года и освещена во имя Святой троицы. 10 декабря 1839 года церковь сгорела, здесь погиб и церковный сторож ( Венедикт Космин.) ( Есть разговоры, что эта церковь стояла на месте хлебно-винного магазина.) Согласно представлению местного благочинного священника Даровского Вятский епископ Неофит решил обратить под церковь срубы строящегося для дьякона дома. В 1840 году вместо сгоревшей церкви поставили новую деревянную. Духовенство не получало от церкви твёрдого помесячного жалованья, доход их состоял из отчислений, поступлений от служб в церкви, молебнов, крещения новорождённых, венчания, панихиды и других треб. Кроме того, каждая семья сдавала духовной натурой зерно, волокно, яйца, каравай хлеба, масло или сметану. Большеучинский приход считался богатым, духовенство не стремилось уезжать отсюда, служители доживали до выхода в отставку по старости, устраивали на своё место сыновей. Из одной семьи были 2 священника Мальгиновы, третий был их зять Афанасьев. Доход псаломщика превышал жалование учителя в 2-5 раз, дьякона в 3-4 раза, священника в 5-6 раз. Привольно жилось служителям церкви за счёт верующих и не верующих, для которых исполнение обрядов в то время было обязательным по законам и правилам, иначе детям фамилию не приписывали, а называли не законнорожденным.
В связи с увеличением количества населения волости и села духовенства, советские власти и зажиточные слои решили, что деревянная церковь уже тесна и не украшает площадь села. В 1869 старая деревянная церковь упразднена.
На сходе представителей прихожан всего прихода было постановлено ходатайствовать перед Вятской епархией о строительстве каменной церкви. После получения разрешения в город Вятку была направлена делегация в составе церковного старосты, священника и попечителя из д. Крымбаево для выбора и приобретения архитектурного проекта, чертежей и сметы. Не разбираясь в сметах, они исходили из поговорки «Дорого - мило, дешево-гнило» и привезли в Учу самый дорогой проект. На дверях зимней половины церкви на прибитой латунной пластинке было выгравировано «Сей храм Троицы заложено в 1853 года июля 8 дня». В 1940 году при переоборудовании пластинка была утеряна.
Закладка
носила только религиозный смысл для воздействия на чувства присутствующих: в
торжественной обстановке положены 3 камня под 3 алтарями будущей церкви. Архив
церкви не сохранился, не известен и автор архитектурного проекта.
Попечители учинского прихода ходили с опечатанной восковой печатью по деревням и соседних волостей, собирали «пожертвования на сооружение храма». Все неквалифицированные виды работы: земляные, вывозка бутового камня, песка, глины, воды для производства кирпича, заготовка строительного и дровяного леса и др. производились путем трудоучастия населения. Карьеры глины, кирпичные сараи, печи для обжига находились за лощиной к западу от церковной площади, следы их сохранились и теперь. 2 кузницы, обслуживающие стройку находились около моста через речку Кельвай возле главной дороги в заречную часть села. Много пота было пролито прадедами и прабабушками за 10 лет строительства, так было в те времена повсюду. Наконец в 1864г. закончено строительство каменной церкви. В ней были устроены 3 престола: в теплой церкви правый в честь – Сретенья Господня, освещен 25 января 1865г. ; левый - в честь Архангела Михаила, освещен 3 декабря 1865г., в холодном храме - главный - во имя Святой Троицы, освещен 28 июня 1878 года.
Таким образом, в 1868 при церкви открыто церковноприходское попечительство. На ярмарку в Большую Учу с промышленными товарами приезжали торговцы из прилегающих волостей - Агрыза, Ижевска, Вятских Полян . Многие из них арендовали на 1 день деревянные торговые ряды, расположенные 3 линиями рядом с каменной стеной церковной ограды на северной стороне. Церкви как собственность принадлежала вся площадь вокруг нее. Церковный староста и попечители, избранные верующими обходили лавки, палатки, взимая с торговцев и кустарей плату. Но шли годы, менялась власть, жизнь, и то ли войны, голод, разруха, но вера людей гасла.
Прихожан в церкви становилось меньше. В основном к постоянным прихожанам относились старушки. Молодежь же совсем отстранилась от церкви. Церковь потихоньку стали рушить. Встречаясь с бабушками-верующими, я узнала, что в 1937г. с купола церкви 3 дня тянули крест, и то ли случайность, толи какое-то предзнаменование: крест на половину вонзился в землю. А отец Сергий вспоминал, что когда-то огромный, двухтонный колокол собирал на службу прихожан не только с. Б-Уча, но и близлежащих деревень: Ломеслуда, Позяла, Сюги, а звон этого колокола, как вспоминают старожилы, слышен был и в Вавоже. Огромный великан - колокол был сброшен на землю, где и разбился на мелкие кусочки. Старушки, которые сейчас приходят в церковь, вспоминают, как в детстве набирали полные карманы этих осколков и играли с ними. Во времена всеобщего атеизма Свято-Троицкая церковь на основании указа Призидиума Верховного Совета УАССР от 10 апреля 1939г. была закрыта. Подшивка « Дело о закрытии церкви с . Большая Уча.» (Начато 19 марта 1939 года, окончено 10 апреля 1939 года.) Вот некоторые данные из этого документа: «Население просит здание этой церкви передать для использования под районный клуб. Число жителей села составляет 4133 человека. За закрытие церкви – 3336 человек, что составляет 80,7% к общему числу населения. Это подтверждается протоколами общих собраний. Средств на переоборудование здания церкви потребуется 44.268 рублей. Так же здание церкви было зернохранилищем, автостанцией. И лишь 1991 году здание опять стало церковью. Существует поверие, что во время войны все иконы, ценности церкви были спрятаны в подвале. Служители как не ищут, но найти вход не могут. По разговорам старых людей я узнала, что от церкви ведут 3 туннеля в разных направлениях. В 2001 году снова над Учой воссиял православный крест, а 2002 году мелодичным переливчатым звоном зазвенели колокола. Сейчас церковь снова работает. По словам старожилов, храм строили греки. В ней ведутся службы, как утренние, так и вечерние. Так же проходят крещения, венчания, отпевания.
По словам батюшки, храм с помощью председателя колхоза Вершинина Аркадия Николаевича частично восстановлен. К сожалению, иконостас, строящийся Сергеем Тимофеевым, так и остался не завершенным. Сельский приход, по словам отца Сергия, небольшой, постоянных прихожан 20-30 человек. Но, не смотря на это, вера снова поселяется в душе народа. Даже молодежь, учащиеся школы стали посещать церковь. Уже с 2005 года в селе существует традиция: учащиеся школы перед 1 сентябрем и 25 мая на последний звонок или перед выпускным вечером ходят в храм на причащение. Это поистине хорошая традиция и ее нельзя забывать.
Татьяна Чиркова. 2007 г.